Пешая прогулка от Артёма Никулина

Иваново деревянное

Предлагаем Вам прогуляться по историческому центру Иванова, познакомиться с деревянной архитектурой и вдохновиться красотой резных наличников.
Ещё в 1930-х на месте малоэтажного Иваново-Вознесенска должен был появиться образцовый социалистический город с широкими улицами и авангардной архитектурой. Частично эти планы удалось реализовать - сейчас Иваново по праву считается одной из столиц конструктивизма.
Все генеральные планы, которые принимались позднее, предполагали снос деревянной застройки в центре. Но до конца ни один план так и не был реализован, и в исторический центре Иванова ещё можно встретить деревянные домики. На наиболее интересных и значимых мы и заострим внимание.
Дом К. П. Соколова (улица Поэта Ноздрина, 6)
В двух шагах от бывшей мещанской управы, где в 1905 году собирались депутаты первого Совета, сохранился большой деревянный дом с кирпичным полуподвалом. До начала 1990-х здесь жили потомки первого владельца дома – Константина Соколова, инженера-раклиста (специалиста по окраске тканей), сына известного ивановского купца Павла Соколова, занимавшегося мануфактурной и галантерейной торговлей.
В годы Перестройки жилой дом выкупил сельскохозяйственный институт. Здесь разместились учебные аудитории и администрация дендрария. Сад акклиматизации южных культур ещё в 1929 году основал Леонид Шуйский – учёный-растениевод, исследователь и экспериментатор, который занимался акклиматизацией, то есть созданием новых сортов, пригодных для выращивания в наших климатических условиях. Со временем сад расширялся, и к 1990-му году в его территорию вошёл и дом Соколовых.

Взглянув на каменно-деревянный дом, мы можем представить, как жили квалифицированные рабочие – средний класс Иваново-Вознесенска. В 1990 году здание было реконструировано (разобрали крыльцо и расширили пристройку со двора), но главный фасад, выходящий на улицу Поэта Ноздрина, сохранился почти в первозданном виде.
В оформлении дома есть подражание классической каменной архитектуре – очелье наличников напоминает гипсовый карниз, а торцевые доски – пилястры. А растительные «уши», пики и фигурные цветы на наличниках – это уже влияние модерна. Кстати, наличников именно такой формы вы больше нигде не встретите. Очень похожие висели на одном из домов на Типографской улице, но тот дом снесли, и теперь такие наличники только здесь, на доме Соколова.

А ещё этот дом – первый объект, восстановленный волонтёрами «Том Сойер Феста». «ТСФ» - это всероссийский фестиваль восстановления исторической среды силами волонтёров на средства спонсоров. Впервые фестиваль прошёл в 2015 году в Самаре, а сейчас он охватывает более 50 городов и сёл по всей России. Преображением дома Соколовых волонтёры занимались два года. Это первый и пока что единственный объект, восстановленный ивановским «Том Сойер Фестом».
Дом городского полицмейстера (Советская улица, 24)
Мы с вами находимся на бывшей Негорелой улице. Город, а до этого село Иваново, часто страдал от пожаров, ведь застройка была в основном деревянная. Один из крупнейших пожаров произошёл в 1781 году – тогда выгорело 10 улиц и 240 домов, это почти вся застройка села. Но одну улицу огонь обошёл стороной, и в память об этом событии её назвали Негорелой. Так совпало, что самая первая в нашем городе пожарная часть появилась именно на Негорелой улице. В 1899 году построили депо, а спустя 12 лет на нём надстроили второй этаж, где разместились квартиры пожарных.

Городской полицмейстер, который возглавлял пожарную команду, жил в соседнем деревянном доме. Самая интересная его деталь – это наличники, появившиеся после реконструкции дома в 1912 году. Казалось бы, разница в возрасте с домом Соколова всего лишь 1 год, но наличники совершенно разные! Почему?

Дело в том, что единый стиль в оформлении домов в Иванове не сложился, но было два крупных направления, которые развивались параллельно: староивановский стиль (наборные боковины с накладными деталями, кружева, объёмное очелье с рельефными узорами) и новоивановский стиль (очелье с прямой полкой, простой рисунок боковин и высокая юбка внизу). На доме инженера Соколова мы увидели новоивановские наличники, а на доме полицмейстера – староивановские.
Дом И. В. Мартынова (Московская улица, 10)
Мы с вами пришли на Московскую улицу – одну из древнейших улиц села Иванова, которая не меняла своё название последние три столетия.

В начале улицы привлекает внимание дом Мартынова - один из двух домов владельцев плотницких мастерских, которые дошли до наших дней. Мастерская располагалась в кирпичном здании во дворе усадьбы, а жилой дом, заново оформленный в 1905 году, служил визитной карточкой, своеобразной рекламой фирмы Мартынова.
Декор на этом доме уникальный и больше нигде не повторяется. Почему? Потому что Мартынов не строил дома. Его артель занималась изготовлением мебели. Даже манера резьбы, вот такие скульптурные накладные детали для ивановского домостроения совершенно нехарактерны. По уровню проработки деталей это, пожалуй, лучшее деревянное здание в Иванове.
Дом с переходными наличниками (Московская ул., 14)
На этом доме мы можем видеть переходный вариант наличников: верх у них объёмный, староивановский, а боковины и высокая юбка – новоивановские. Дом 1870 года постройки, но в начале XX века декор, очевидно, обновляли, и тогда появились эти наличники.
Дом М. П. Кашинцева (Московская улица, 16)
Большинство деревянных домов в Иванове создавались народными плотницкими артелями. Гораздо реже встречаются дома, созданные профессиональными архитекторами. 16-й дом на Московской – как раз такой пример. Построил его владимирский архитектор Пётр Беген в 1897 году для Михаила Кашинцева – сына фабриканта Петра Кашинцева.

Фабрика Кашинцевых сохранилась до наших дней, она расположена на Типографской улице. В советский период там разместилась областная типография, а сейчас это офисное здание с рестораном на первом этаже. По проекту Петра Бегена в Иванове также построена Введенская (она же «Красная») церковь на Шереметевском проспекте.
Дом имеет скромный декор в духе классицизма, но что интересно, низ у наличников уже высокий, как на новоивановских наличниках. В народное домостроение этот приём проник чуть позже, в начале XX века.

А ещё обратите внимание на старинную ограду на красной линии улицы. Чугунная решётка в стиле модерн, украшенная коваными листьями винограда, сохранилась с начала XX века. Увы, до наших дней сохранился только один кованый листочек.
Дом братьев Самохваловых (улица Пророкова, 7)
По этому двухэтажному домику можно представить, каким было село Иваново 150-200 лет назад. Это дом 1856 года постройки, и в конце XIX века он принадлежал братьям Самохваловым, которые занимались торговлей и владели ещё тремя домами с магазинами на улице Смирнова. Все они сохранились до наших дней. Дом на улице Пророкова – самый старый в их обширном владении.
Улица пяти художников (улица Пророкова, 5, 15, 17/6)
Улицу Пророкова по праву можно называть улицей пяти художников. Так вышло, что на этой улице примерно в одно время жили сразу пять художников.

В кирпичном доме № 5 жил Сергей Бурылин – художник текстильного рисунка. Со знаменитым фабрикантом Бурылиным он однофамилец, хотя известно, что они были знакомы. После революции Сергей Бурылин продолжал разрабатывать рисунки для тканей, а также иллюстрировал книги. В 30-х он вошёл в Союз художников и выставлялся не только в Иванове, но и на международных выставках во Франции и Соединённых Штатах.
В деревянном доме № 15 с 1980 года располагается дом-музей Бориса Пророкова. Это советский художник-график, плакатист, и наиболее важный период в его творческой биографии – это Великая Отечественная война. Пророков был военным художником Главного политуправления Военно-морского флота и на себе ощутил все тяготы войны. Борьба за мир, протест против военной агрессии стали ключевыми темами его творчества.
Одноэтажный дом в 1927 году построил отец художника. Борис Иванович жил здесь всего два года.
Детство же он провёл в соседнем особняке своего деда Мефодия Пророкова (№ 17/6).
Дом этот 1880 года и имеет староивановские наличники со ступенчатым очельем, которые мы уже встречали на Московской улице.
Редкая для Иванова деталь – окно с железной ставней – сохранилась на первом этаже, со стороны Лежневской улицы. Домов с такими ставнями в Иванове остались считанные единицы.

В доме на другой стороне улицы Пророкова, за Лежневской, (№ 24) родились сразу два художника – Константин и Михаил Корыгины. Оба окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

А в самом конце улицы жил пятый художник – Геннадий Щапов, сын фабриканта Николая Щапова. Он тоже окончил Московское училище и впоследствии преподавал текстильный рисунок в химико-технологическом техникуме, как раз в то время, когда там учился будущий модельер Слава Зайцев.
Дом И. К. Мужжавлёва (улица Смирнова, 22/2)
На перекрёстке улиц Смирнова и Лежневской стоит большой каменно-деревянный дом. В этом доме 1902 года постройки жил торговец мясом и дичью Иван Мужжавлёв.
Из интересных деталей здесь можно отметить старинную дверь, а также ещё один вариант староивановских наличников – с луковицами на очельях и точёными полуколонками на боковинах.
Такие наличники встречаются только на домах начала XX века, после революции их уже не вырезали.
Дом с переходными наличниками (ул. Смирнова, 25)
На другой стороне улицы мы можем видеть дом 1910-х годов с наличниками, которые, как и на доме на Московской улице, тоже можно назвать переходными. Хотя здесь ещё нет высокой юбки внизу, боковины наличников уже оформлены вертикальными прорезями, без мелких деталей, а пространство внутри очелий заполнено вертикальными рейками.
Дом наследников Воронина (улица Смирнова, 26)
На чётной стороне улицы Смирнова стоит довольно невзрачный домик – это одно из самых старых деревянных зданий в Иванове. Дом 1840 года в конце XIX века принадлежал наследникам некого Воронина. По сохранившемуся декору можно понять, как оформляли дома в селе Иванове ещё до того, как сложился староивановский стиль домовой резьбы. Наличники здесь предельно простые, никаких кружев, накладных узоров, а торцевые доски копируют пилястры с каменных зданий эпохи классицизма.
Дом Осипа Хранилова (улица Смирнова, 32)
Мы продолжаем идти по чётной стороне улицы и не можем пройти мимо дома № 32. Дом 1898 года постройки принадлежал Осипу Хранилову. Перед нами типичный пример староивановского стиля, когда он переживал свой расцвет. Что мы здесь видим? Староивановские наличники с лучковыми (то есть полукруглыми) очельями - такие вырезали вплоть до 1950-х годов, а также обилие мелких накладных деталей на боковинах наличников.
Торцевые доски дома украшены узором «плетёнка». Орнамент этот очень древний, часто встречается на домах в центре города, то есть бывшего села Иванова, и довольно редко на окраинах, например, в Хуторове и Ильинской слободе.
Дом с новоивановскими наличниками
(улица Пророкова, 40)
На этом доме 1929 года мы видим ещё вариант новоивановских наличников, характерных для центра Иваново-Вознесенска. Они имеют прямоугольное очелье с вертикальными рейками, треугольные уши по бокам и ступенчатый низ с прорезями в виде стрелочек. Вырезались такие наличники с 1900 года, но особенную популярность получили в 1920-30-е годы.
Дом с «фадеевскими» наличниками (улица Бубнова, 36)
На чётной стороне улицы Бубнова вы точно заметите дом с богатой резьбой на втором этаже. Его оформлением в начале XX века занималась артель Феофана Фадеева. «Фадеевские» дома легко определяются по характерным переходным наличникам – точно такие же мы увидим на «рекламном» доме Фадеева в Тейковском переулке. Фадеев копировал и распространял свои наличники по всему городу, и особенно много их в районе Большой Воробьёвской улицы.
Дом с мезонином (Владимирская улица, 31)
Перед нами ещё один дом, по которому можно узнать, как выглядело село Иваново 150 лет назад. Это дом с мезонином. Сейчас домов с мезонинами в Иванове остались единицы, хотя в середине XIX века именно из таких домов складывалась панорама центральных улиц села Иванова. А ещё на этом доме висят нетипичные для Иванова наличники с очельем в виде плоской доски с полочкой, которые, скорее всего, заимствованы из Шуи, где подобные наличники встречаются довольно часто.
Усадьба Мартына Дубова (Шуйская улица, 19, 19А, 19Б)
В районе, в котором мы находимся, селились представители среднего класса Иваново-Вознесенска: квалифицированные рабочие, торговцы, интеллигенция. Распространённой была ситуация, когда один человек владел сразу несколькими домами и сдавал их в аренду под жильё. Например, вот эти три дома входили в усадьбу Мартына Дубова – купца, который занимался кожевенной торговлей.
Все три дома примерно одного периода (конец XIX – начало XX века), но наличники на крайних каменно-деревянных зданиях разные – на доме слева мы видим ступенчатые очелья, а на доме справа – полукруглые. Первый этаж центрального дома выполнен из кирпича.
Особенность правого дома – торцевые доски оформлены по-разному: по бокам плетёнка, а по центру – накладные детали, повторяющие боковины наличников. Это довольно странно: в оформлении одного дома обычно использовался только один вариант торцевых досок.
Дом с флюгером (улица Бубнова, 13)
Дом № 13 на улице Бубнова, скорее всего, создавался профессиональным архитектором, уж слишком он выделяется на фоне домиков, построенных народными артелями. Он имеет необычную конструкцию с высокой башней, а на флюгере можно прочитать год постройки – 1903-й. Ещё недавно в башне можно было увидеть очень выразительное стрельчатое окно, но недавно его заменили на обычное прямоугольное. Наличники у дома также индивидуальные, с элементами модерна, и архитектор, скорее всего, вдохновлялся дачной архитектурой, которая в начале XX века переживала свой расцвет.
В начале прогулки, у дома инженера Соколова, мы уже вскользь упоминали, как архитектурные стили влияли на народное домостроение. В чём тут особенности?

Во-первых, народные мастера заимствовали лишь отдельные черты из архитектуры прошлого. То есть мы не можем сказать с уверенностью, что дом № 13 на улице Бубнова построен в стиле модерн, а усадьба Дубова – это псевдорусский стиль. Есть отдельные черты, которые перекликаются между собой, но это всё равно вольная трактовка, а не чёткое следование принципам какого-либо стиля.

Во-вторых, элементы архитектурных стилей в народном домостроении использовались вне времени. Например, в 1920-1930-е годы в частном секторе продолжали строить дома с модерновыми или псевдорусскими наличниками, тогда как в «официальной», профессиональной архитектуре господствовал авангард.

И третья особенность - архитектурные стили, получившие распространение в советский период, на частном деревянном домостроении почти не отразились. Мы не найдём деревянных избушек в духе конструктивизма или сталинского ампира, и уж тем более – модернизма. Весь советский период в Иванове продолжали строить дома с элементами модерна, классицизма и псевдорусского стиля. Лишь в оформлении наличников и торцевых досок появились новые символы: пятиконечные звёзды и серпы-молоты. Народное домостроение пошло по особому пути, отдельно от архитектуры, создаваемой архитекторами-профессионалами.
Дом Василия Курбатова (улица Постышева, 7)
Мы с вами пришли к самому старому деревянному дому в Иванове. Двухэтажную избу в 1800 году построил крестьянин Василий Курбатов. Он был резчиком манер – специальных рельефных досок, с помощью которых наносились рисунки на ткань.
Дом реконструировали в начале XX века, но в целом за последние 200 лет его облик почти не изменился. До недавнего времени сохранялись даже оригинальные наличники шуйского типа с глухой резьбой в очелье. Для Иванова такой тип резьбы – большая редкость.

К сожалению, в 2017 году в уже расселённом доме произошёл пожар, и оригинальный сруб вместе со всем декором сгорел почти дотла. Если его когда-то и будут восстанавливать, то это будет новодел, как и Успенская церковь в Минееве – памятник архитектуры XVII века, сгоревший в 2015 году.
Дом асимметричной конструкции (ул. Постышева, 5/15)
Мы с вами очень много говорили о наличниках и совсем мало о конструкциях домов. В начале XX века, и особенно в 1920-1930-е годы в Иванове получила распространение особая, асимметричная конструкция деревянного дома.

На традиционных избах крыши либо двускатные с треугольным фронтоном, либо четырёхскатные со светёлкой. Ивановская конструкция объединяет в себе сразу два типа кровли – фронтон накладывается не на всю ширину фасада, он уменьшен и нависает над широким окном. Для украшения над фронтоном часто устраивались купола или башенки.

На окраинах встречаются варианты, когда под фронтон помещается два стандартных окна, но для центра Иванова характерен именно такой вариант: одно большое окно под фронтоном и два стандартных за его пределами.
Дом С. А. Чернобровцева (Московская улица, 45/1)
В доме 1901 года постройки жил врач земской больницы Степан Чернобровцев.
Здесь мы видим уже знакомые нам староивановские наличники с луковицами на очельях (точно такие же сохранились на доме Мужжавлёва на улице Смирнова), а также резную дверь – одну из самых красивых в городе.
Кстати, не менее шикарные двери сохранились в здании напротив – это бывшее механико-техническое училище, построенное в 90-е годы XIX века.
Дом Ф. Г. Фадеева (Тейковский переулок, 5)
Мы с вами пришли к настоящей жемчужине деревянного зодчества Иваново-Вознесенска. Помните, на улице Бубнова мы видели дом с переходными наличниками артели Феофана Фадеева? Так вот. В этом доме жил сам Фадеев, и, как и в случае с Мартыновым, его жилой дом служил рекламой фирмы, показывал, на что способны мастера, работавшие у Фадеева.
Артель была достаточно крупной – в ней работало до 80 человек. Позднее предприниматель выкупил особняк купца Кабатова на нынешней улице Багаева, построил общежития для рабочих, но в оригинальном виде до наших дней дошёл только жилой дом 1889 года. Нарядный резной декор дом приобрёл в начале XX века.
Дом Марфы Коруновой (улица Багаева, 30)
В начале улицы мы с вами прошли усадьбу Александра Рябчикова, который в 80-90-е годы XIX века занимал должность заместителя городского головы. Современный облик, в том числе и староивановские наличники со ступенчатым очельем дом получил в ходе реконструкции 1886 года.

А сейчас мы с вами видим ещё один нетипичный для Иванова дом с шуйскими наличниками, который в конце XIX века принадлежал Марфе Коруновой.
Наличники очень похожи на те, что мы видели на доме с мезонином на Владимирской улице, но резьба здесь более глубокая. Судя по оставшимся навескам, когда-то здесь были ставни, которые не дошли до наших дней.
Дом-музей А. И. Морозова (улица Багаева, 57)
Перед нами максимально нетипичный дом не только для Иванова, но и в целом для Центральной России. Декор на фасаде отсутствует, а кровля укрыта глиняной черепицей – это, кстати, единственный дом с настоящей черепицей в Иванове. По своей архитектуре он ближе к западноевропейским традициям домостроения.
Дом построен в 1910 году по заказу Людвига Ауэра – дворянина, выходца из Австрии, который работал инженером-колористом на фабрике Гарелина. После революции здесь жил Николай Бурылин - последний директор и владелец Куваевской мануфактуры (более известной ивановцам как фабрика БИМ), а после его смерти здесь поселился врач Михаил Вихман, с которым дружил и часто бывал в гостях художник-пейзажист Александр Морозов. В 2001 году в здании разместился дом-музей народного художника. Картины Морозова можно встретить не только здесь, но и в Русском музее и Третьяковской галерее.
Дом с серпом и молотом (Зелёная улица, 35)
Поначалу может показаться, что это самый обычный дом с новоивановскими наличниками. Но обратите внимание на торцевые доски – в их оформлении можно заметить знак «серп и молот».
Если звёзды на деревянных домах советского периода встречаются довольно часто, то серпы-молоты – редкость.
Футбольная улица
Эта улица обычно не входит в туристические путеводители, но именно здесь, на Футбольной и Городской улицах, между Почтовой и Большой Воробьёвской деревянная историческая застройка сохранилась почти полностью и в первозданном виде: более десятка деревянных домов с резными наличниками идут друг за другом по обе стороны улицы. Самые старые дома на участке относятся к 1908 году, самые новые – к 1950-м годам. Перед нами настоящий кусочек подлинной исторической среды!
Дома с не менее интересными наличниками вы можете встретить на окраинах, в бывших пригородах Иваново-Вознесенска: Ушаково, Боголюбово, Нежданово. Впрочем, это уже темы для отдельных прогулок. Построить собственный маршрут вам поможет книга Д. И. Иванова «Этнозоны Суздальской земли. Ивановский край». Это, пожалуй, лучшее издание о «деревяшках» не только Иванова, но и в целом Ивановской области.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: culture@ivgoradm.ru
Телефон: 8 (4932) 59-48-51, 59-48-52
Соцсети: Instagram

©Администрация города Иванова